Лучшие детские радиорепортажи
лучшие детские радиорепортажи
лучшие детские радиорепортажи
лучшие детские радиорепортажи
лучшие детские радиорепортажи
лучшие детские радиорепортажи
лучшие детские радиорепортажи
лучшие детские радиопередачи
лучшие детские радиопередачи
лучшие детские радиорепортажи
лучшие детские радиорепортажи
лучшие детские радиорепортажи
лучшие детские радиорепортажи
лучшие детские радиорепортажи
лучшие детские радиопередачи
лучшие детские радиорепортажи
лучшие детские радиорерортажи
Истопи ты мне баньку
Когда я слышу выражение «Русь не мытая», или «подобные» выражения, то становится право, обидно. Почему, на каком основании сложилось такое мнение?! В некоторых странах, не так уж отдалённых от России мыться совсем не умеют, идёт жёсткая экономия воды на всём, как бы ни вылить лишнего, тогда придётся за это платить, и не мало, про баню даже и не слышали. Да и по религиозным соображениям баня принималась и разрешалась не везде. Или вот мытьё в печке. Как можно помыться в печи, тоже не понимаю, и принять такое действо за баню не могу.
На Руси воду не экономили никогда, в городах может быть, но не в деревнях. Банька на Руси почиталась во все времена и считалась одним из самых любимых и не обходимых действ. В баньке лечились все болезни, в баньке молодожёны проводили первую брачную ночь, им устраивали брачное ложе на ржаных снопах. В жарко натопленной баньке рожали детей. С баней на Руси связано множество преданий, поверий, обрядов.
Веники заготовляли на весь год в определённый день, таким днём считался «День Аграфены Купальницы», 6 июля. На Аграфену обязательно мылись и парились в бане. Веники предпочитали вязать из различных пород лиственных деревьев и растений, так что в каждый веник входило по ветке от берёзы, ольхи, черёмухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, по цветку разных сортов. На Аграфену пол в банях застилали свежею травою, и девушки парились свежими вениками, связанными из целебных трав. В Тверской губернии парились вениками, утыканными цветами, специально для этого сорванными.
Так же самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. В этот день собирают крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые сжигают, чтобы избавиться от несчастий и бед. Ночью, до восхода солнца, рвали цветы Иван-да-Марья. Если их вложить в углы избы, то вор не подойдёт к дому. Что- то я отошла от темы о бане.
Банька была непременно рублена из брёвен и топилась только берёзовыми дровами. В старые времена, банька топилась по чёрному, да и сейчас такую баню ещё можно встретить по деревням. Что такое баня по чёрному. Это в земляном полу устроен очаг для дров, над очагом на больших камнях устанавливался чугунный котёл для воды, и по кругу вдоль котла укладывались камни горкой. Берёзовые дрова клали в очаг под котёл и поджигали, топили до тех пор, пока вода не будет сильно кипеть и камни будут раскалены докрасна. Дым уходил через открытую дверь или маленькое окошечко, а как только дрова сильно разгорались, двери и окно закрывали, и тогда дым оседал на стены и потолок, превращаясь в копоть и сажу. Это и есть баня по чёрному.
После того как банька будет истоплена, хозяйка всё моет, на полог и на пол кладёт сено,- если это зима, а летом свежую траву. В кадушки замачивает веники. В предбанник ставит квасы, морсы, или отвары, настоянные на травах. Спиртных напитков или пива ни в коем случае. В первый пар шли мужчины, этот пар самый сильный. На голову надевали треух, или как ещё называют, шапку ушанку, на руки рукавицы. Вениками никогда не хлестались, что не редко, сейчас и делают. Сначала тело необходимо подготовит, прогреть хорошо, обмыть, а затем идти на полог.
В баню старались идти в компании с кем то, чтобы помогли париться. Когда заходишь в такую баню, первое, что тебя встречает, это не передаваемый аромат трав, цветов, луга, мёда от расстеленной травы, она набралась тепла, влаги и начала благоухать. Запах веников, тепла, пара. Как только тело прогреется, ложишься на траву на полок. Тот — кто будет работать веником, льёт воду не большими порциями на раскалённые камни, всё заполняется горяченным паром, затем сразу же выхватывает веник из кадушки и осторожно как бы крадучись, захватывая пар, трясёт вениками над распростёртым — расслабленным телом.
Веников должно быть непременно два. Кажется, что получаешь очень горячие компрессы. Затем веник прижимается к телу плотнее, а в третий заход ещё плотнее, но стегать нельзя, можно в жаркой бане получить ожоги. После такой парной кажется, что костей у тебя нет, что ты как восковой, прогретый и пропаренный насквозь. Парятся за один раз не более пяти, восьми минут, после третьего захода идут отдохнуть, испить квасу, морса или травяного настоя. Если баня в зимнее время, то прямо из парной ныряют в снег, кажется, что ты такой раскалённый, что снег сейчас же растает или закипит, затем снова в парную на полог. После бани не ели, считалось вредным, а пили чай, и только спустя какое- то время можно было поесть. Затем научились в бане класть печи, такая баня называлась «по белому». Остальное действо ничем не отличалось.
Теперь бани в корне отличаются от тех деревенских. Теперь парная отдельно, обшита осиной, а раньше осину в строительство не брали и тем более для бани, это дерево считалось не пригодным, не живым. И траву теперь в парную не стелют и веники заготавливают, кому — когда захочется. И топят так, только, что — бы не замёрзнуть, дрова экономят и дрова всякие только берёзы там мало.
Конечно, есть ещё ценители и любители настоящей бани, и наверно они всё больше в деревнях. Но мода на баню не проходит, особенно в последнее время стал большой спрос на строительство бань и не из бруса, а настоящих — рубленых. Глядишь и другие обычаи на Руси возродятся.
Нина Вакулова