Большой пруд в Пушкине-Царском Селе
Однообразным прямолинейным берегам Большого пруда Неелов придал извилистость и живописность, благодаря чему он стал похож на естественное лесное озеро; из его глубин поднялись три небольших островка.
Липовая аллея, проложенная вокруг пруда, усилила его связь как с новой, пейзажной частью парка, так и со Старым садом, подчеркнула его роль одного из главнейших звеньев дворцово-паркового ансамбля, своего рода водяной площади, посреди которой высится Чесменская колонна, а по краям «расставлены» как бы фиксирующие ее границы и украшающие ее архитектурные сооружения.
Белые и черные австралийские лебеди, с весны до поздней осени скользившие по глади прудов, были их живым украшением, частью романтических парковых пейзажей. Царскосельским лебедям посвящено много поэтических строк.
…На водах широких,
На виду царевых теремов высоких,
Пред Чесменской гордо блещущей колонной,
Лебеди младые голубое лоно
Озера тревожат плаваньем, плесканьем,
Боем крыл могучих, белых шей купаньем…..
Так воспел их Жуковский. «Станицу гордую спокойных лебедей» вспоминал Пушкин в стихотворении «Царское Село».
Благодаря художественному чутье зодчих, умению безошибочно найти место для каждого нового сооружения, соотнести его с пространством пруда и парка, возникшие в разное время разностильные постройки прекрасно уживаются друг с другом в панораме Большого пруда. Барочный Грот, «средневековое» Адмиралтейство, Турецкая баня, классические Мраморный мост и Чесменская колонна воспринимаются как части тщательно продуманной живописной композиции, в которую опытный художник, используя все многообразие зеленых тонов лета или золота осени, включил звучные розовые, голубые, красные мазки.
Ясные погожие дни двойники разноцветных павильонов недвижно лежат на зеркале пруда. Но стоит подуть ветру, нахмуриться небу, как они утрачивают свою призрачную реальность, превращаются в зыбкие видения и исчезают в потемневших водах.