Гадание на счастье
Раньше, в поселке моего нестриженого детства, люди были суеверны. Верили в разные цветные лоскутки ткани, подоткнутые в запятник двери. Мол, быть беде, говорили. И, когда сгорал стог сена среди ночи у хозяина, то непременно вспоминали про эти лоскутки.
Видишь, так и вышло. Иголка, неизвестно откуда появившаяся в подушке, тоже не к добру. Верили в карточные гадания и, когда выпадал пиковый король, называемый злодеем, тот, на кого гадала бабка, жил в страхе, ожидая недобрые предсказания гадалки.
А молодые женщины, в особенности, девушки, скорее всего, верили. Ведь они не ложились спать, и дожидались глубокой ночи, чтобы, заперев дверь в баню, погадать.
Ради любопытства захотелось и мне, мальчишке, однажды подсмотреть таинство гадания. До сих пор удивляюсь, как это мне удалось ускользнуть незамеченным от недремлющего ока бабушки и ползком по картофельной ботве пробраться к светящемуся окошку бани! Я увидел там маму, сидевшую на коленях, перед ней таз, наполненный водой наполовину.
Потом мама затушила лампу, и в бане стало темно, хоть выколи глаза, и, как я не вглядывался, — все бесполезно. Позднее, я приставал к бабушке с расспросами, но она упрямо отнекивалась, не желая меня посвящать в таинства гадания. Но этим она ещё больше разжигала мое любопытство. Я не отступал и упорно стоял на своем.
Однажды бабушка вынуждена была сдаться: надоел я ей со своими вопросами. Решила рассказать, чтоб отвязался. И я узнал, что в таз с водой опускают обручальное кольцо и маленькое зеркальце. С помощью их, как я понял, после троекратного шептания гадалка должна была приворожить человека и дать так нужное человеку счастье. Если гадает девушка, то в зеркальце с помощью кольца она должна была увидеть лицо любимого человека.
Как мне хотелось тогда помочь маме и дать ей это счастье! И, хотя я не верил в колдовство и в разные гадания, но в мыслях своих не раз пытался опустить в таз с водой кольцо и зеркальце и приворожить отца, чтобы он был добрым и ласковым, чтобы мама была счастливой, чтобы всем нам было хорошо.
В мыслях я дарил это счастье маме, и всем нам, брату, бабушке, соседям. Я радовался тому, что добрых людей больше, чем злых. Радовался осознанию, что любить близкого человека по-настоящему, делать людям добро — вот для чего живёт человек на земле!
Даже мне, мальчишке, это было понятно. Но почему другие, думал я, не понимают этого. Может, не хотят понимать? Может, им так легче жить?..
Юрий Пестерев