Фонтан «Девушка с кувшином» в Пушкине Царском Селе
Чуть в стороне от гранитной пристани, точно спрятавшись от любопытных глаз за кустарником и деревьями, так же как и сейчас, на гранитном утесе сидела бронзовая девушка, склоненная над разбитым кувшином.
Она появилась еще в лицейские годы Пушкина. Подсказанный скульптору П.П. Соколову басней французского поэта Лафонтена, образ девушки-крестьянки, уронившей кувшин с молоком, обрел в его трактовке высокую поэтичность. В идеально правильных чертах лица изваянной им статуи, в ее стройных пропорциях отразилась представления эпохи классицизма о совершенной античной красоте. Огромный, грубо околотный монолит постамента подчеркнул хрупкость поникшей фигурки девушки, грустно смотрящей на неспешно льющуюся из разбитого кувшина воду.
Среди немногих произведений скульптуры выпало такое количество восторженных поэтических строк, как на долю «царскосельской нимфы» . С пушкинских времен и до наших дней, как кленовые листья осенью, ложатся к ее ногам все новые и новые строфы. Образ «царскосельской статуи», впервые увиденной Пушкиным в юности, со временем не стерся, не потускнел и возник в воображении поэта дождливой болдинской осенью 1830 года.
Он воспел ее торжественным стихом, которым написан эпос древних греков:
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечна печальна сидит.
А.С. Пушкин