Как чёрт Трофимыча от пьянки отучил
Была у меня знакомая, Семёновна её звали. Роста небольшого, возраста неопределенного, можно и тридцать дать и шестьдесят, веселуха была и озорница — выдумщица, какой свет не видывал. Ни один праздник в деревне без неё не обходился. В Новый год в клуб прибежит — то Бабой ягой, то Змеем Горынычем, то скоморохом, то коробейником, то ещё каким сказочным героем снарядится — так загримируется, ни дать ни взять настоящий.
А уж в Рождество — целая неделя развлечений! Соседок и ребятишек сговорит и ходят по дворам, колядуют — сама костюмы всем придумает и сама смастерит. Всё в ход идёт — старые сапоги и лапти, шубы, шляпы и шапки, скатерти и коробки …
А Масленица! Упросит ведь конюха дядю Ваню лошадку ей выделить! И старая кляча превращается в красавицу — украсит дугу и оглобли яркими лентами и шарами, гриву заплетёт в косички и банты привяжет. А в сани, на ворох соломы, ковёр цветастый постелит.
Ещё один талант был — на балалайке и на гармошке играла Семёновна, да так хорошо, что ноги сами в пляс шли. Вот и в Масленицу, насадит полные сани ребятишек, да гармошку в руки и пошла катать их по деревням. А ребятишки хохочут, песни поют, частушки. Мальчишки лошадью правят по очереди, счастью нет предела. Потом целый год вспоминают празднество. Вот уж несколько поколений ребятишек выросло, а Семёновна всё не унимается.
А уж если у кого свадьба и её пригласили — за месяц начинает готовиться. Односельчане думают и гадают, что же на этот раз она учудит? До сих пор хохочут, вспоминая, как Баба яга привела на свадьбу настоящего бурого медведя на огромной железной цепи. Настоящая Баба яга, только в сказках такие бывают — ну надо же так сыграть свою роль!
А медведь — двухметровый, переваливающийся с ноги на ногу, рычащий и покорно идущий за Бабой ягой, вызвал бурю восторга. Ну конечно же, это Семёновна, уговорила — таки своего красавца мужа, который обычно ворчал и не охотно играл в её спектаклях. На другую свадьбу Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке» привез на лошади три сундука, якобы с приданым для невесты.
Давай плясать да петь «на морском песочке я Марусю встретил», а потом принялся вытаскивать из сундуков «приданое» и делить со Сметаной — «это мне, это опять мне, это снова мне..» Ну конечно же, это опять Семёновны проделки. Как-то раз пригласила их с мужем кума на свадьбу к сыну. Далеко деревня была, в соседнем районе, до туда не дошли чудачества нашей артистки. Но как же Семёновна вытерпит? Да ни в жизнь! Повторяться она не любила, на все случаи жизни припасён новый спектакль. А в этот раз она снарядилась чёртом.
Меховой костюм, длинный хвост с кисточкой, лицо и руки испачканы сажей, только глазёшки сверкают. Гости назавтра стали собираться, блины выкупать, а чёрт на трубе дома сидит, встречает их и на гармошке наяривает. А компаньонки её в длинных русских сарафанах и полушалках с ограды поют:
« Шла я по лесу домой, увязался чёрт за мной, думала мужчина — что за чертовщина? Повернула я домой, снова чёрт идёт за мной. Плюнула на плешь ему и послала к лешему» .
Народ в дом не заходит, смотрят, хохочут — не видали экого чуда. Один мужик кинулся залезть на крышу, снять чёрта, а тот смеётся и продолжает частушки играть, да петь принялся, да притопывает и приплясывает.
В соседнем доме жил беспросветный пьяница, Трофимыч. Ну ничем не может жена отвадить его от пьянки, что только не переделала, бесполезно. Каждый вечер пьяный приходит, каждое утро опохмелиться просит. До скандала доходит, но опохмелие вытребует.
А тут сидит в кухне у окошка, что в огороды ведёт, ругается с женой, на ум ничего не лезет — стаканчик бы бражки и всё тут. Вдруг глянул на соседский дом, а там на крыше чёрт сидит, да ещё и с гармошкой. Перекрестился Трофимыч — чёрт сидит. Ещё раз перекрестился — чёрт не исчезает. Испугался — «неужели мне уже черти мерещат?» Спрашивает жену, откуда там чёрт на крыше?
А жена смекнула в чём дело, она то знала что у соседей свадьба, это муж с пьянками всё на свете забыл. «Наверняка снарядчики балуются, как это обычно бывает». Но мужу виду не подала да ещё и заругалась на него: -Какие черти? Никого там нет. Вот до чего допил, утащат они тебя в петлю или ещё чего сделают. Я помню, дед Никифор у нас так же пил, черти стали казаться, так в омут затащили.
Помнит Трофимыч этот случай, сам деда из омута вытаскивал. Опять крестится, чёрт не исчезает. Трофимыч соскочил с табурета и под кровать. Сидел — сидел, вылезти боится, ждёт стука в дверь — а ну как придут черти за ним?.
А на свадьбе Семёновна уж слезла с крыши, гости выкупили блины, выпили по стаканчику и пошли по улицам гулять, балагурить, да всех встречных бражкой да самогоном угощать. Тут уж озорной чертёнок сменил гармошку на балалайку, а в толпе гостей ещё парочка гармонистов появилась. Чёрт баловник бежит впереди гостей, на балалайке играет, да выплясывает.
А Трофимыч услыхал музыку и к окну в горнице, что на дорогу вело, глянул, а там опять чёрт. — Мария, глянь-ка, чёрт опять… Жена руками развела: «Это тебе мерещит, я никакого чёрта не вижу». — А свадьбу- то видишь? Точно, это ж соседский Тимка женится. Я же вижу — вон Палыч идёт, вон сват его, Платон. А вон чёрт бежит…
А чёрт увидел, что на него в распахнутое окошко смотрят, схватил у кого-то из рук чайник с бражкой и решив угостить хозяина, рукой Трофимычу машет и бежит к полисаднику, потом к воротам….
Трофимыч крышку подполья открыл, сунулся туда, кричит жене: — Не открывай, чёрт бежит, чёрт ко мне бежит… Мария Федотовна выскочила на улицу и долго хохотала над мужем. С тех пор прошло много лет, Трофимыч в рот не берёт ничего спиртного. « Хватит, — говорит, — было время, до «чёртиков» напился».
Галина Третьякова Николаева