Колодец прошлого счастья
В отрочестве моей обязанностью, наряду с другими делами, было, после школы, наносить домой воды из колодца. Воды нужно было много, так как мы держали корову. С двумя ведрами я ходил к колодцу два-три раза. Сельский житель, эту работу я воспринимал как необходимость, обязанность. И какой-то радости она у меня не вызывала.
Если только…если только не случалось так, что за водой в это же время ходила и моя соседка Нелька. Нелька была моложе меня на один год, и очень мне нравилась. Уж очень она была красивая девчонка. Воды ей нужно было меньше, животных они не держали. Но носила воду она одним ведром, так что к колодцу ходить ей нужно было те же два-три раза.
Ходить с Нелькой за водой мне очень хотелось, для меня это было счастьем. Колодец был не близко, но и не далеко. Обычно там, на цепи, было привязано общественное ведро. Но часто это ведро куда-то «исчезало». Тогда я доставал воду своим ведром. И наливал — и Нельке, и себе. Так вот просто, вроде бы без видимых причин, эта работа, наносить воды, делалась для меня вдруг, если с Нелькой, такой радостной.
Но такое, ходить вдвоем с Нелькой за водой, случалось не часто, трудно было мне подгадать, чтобы вместе. Вот если бы мы с ней заранее договаривались! Но такое, такое – было для меня только мечтой. Из кухонного окна моей квартиры была видна наружная дверь нашего дома.
И я решил Нельку поджидать, подкарауливать, высматривая ее в окно. Чтобы выскочить на улицу вслед за ней. Но для этого я должен был быть почти готовым: и валенки одеть, и фуфайку, и ведра приготовить. Иначе мне Нельку было бы уже не догнать. Чтобы мои домашние не догадались о моих намерениях, мне приходилось изображать какую-нибудь необходимость задержки: то вёдра я рассматриваю, чистые ли они, то валенки вроде переобуваю, как будто жмут они, то еще что-нибудь.
Мама обычно была на работе, брат маленький, он еще не дорос, чтобы понимать о любви. А вот сестра старшая…я чувствовал, она все понимала…. И однажды она меня спросила: -Что, Нельку ждешь! Я не успел придумать какое-то оправдание. -Нельку, — промямлил я. — Ты ведь меня не выдашь? Сестра дружелюбно засмеялась. Нелька была ее младшей подружкой. Нет, она меня не выдала.
Сестра понимала, когда можно — неприятное мне сделать, а когда — нельзя. Потому что она меня любила. Вот так колодец, в конце концов, подружил нас с Нелькой, крепко подружил. Благодатное это место для людей, своей необходимостью, своей накопленной от людей положительной энергией, своей кармой.
Помните, в Библии, раб Авраама у колодца нашел Ревекку, жену для Исаака, Авраамова сына. Или как Иисус Христос успешно беседовал с женщиной Самарянской, у колодезя Иаковлева, о даре Божьем. И многие Самаряне тогда уверовали в Него. То, что говорится о колодцах в Библии, я, конечно, тогда не знал. Но то, что это благодатное место, я чувствовал.
Особенно, если носили мы воду вместе с Нелькой. Да и как людям без воды жить! А мне – как без Нельки, так думал я часто! Подружил нас с Нелькой колодец! Но недолго, уже сговариваясь, уже с общей радостью, ходили мы с Нелькой к колодцу. И в другие, конечно, места. Я окончил школу, и уехал учиться в другой далекий город. А через год и Нелька поступила в институт, только ближе к дому, в областной город.
Пути наши жизненные с Нелькой – как-то постепенно разошлись. Мне кажется, по моей вине. В письмах не раз деликатно она спрашивала меня: «Как ты, миленький, собираешься дальше жить? Ты думаешь об этом?». Наверно, предполагалось – «Ты думаешь обо мне?». Я, конечно, думал. Да вот ни к какому решению, серьезному, не мог придти.
Мне хотелось только, на свиданьях, во время студенческих каникул, обниматься и целоваться с ней. А в письмах говорить и читать – о любви. И, казалось, мне этого вполне хватало. А о другом, о женитьбе – мне как-то и думать не хотелось. Так вот, однажды, ехал я домой, на каникулы. Переписка к тому времени с Нелькой стала у нас нерегулярной. Но я надеялся, вот приеду, и все выяснится, все наладится.
Путь мой лежал через город, где жила уже в то время моя сестра. Погостив у сестры, торопясь, собрался я ехать дальше, в родные детские края. И где училась, в областном центре, моя Нелька. Сестра меня провожала. В моем сердце стучало: «К Нельке, к Нельке, скорее, скоро ее увижу!». Помню, на вокзал ехали мы на трамвае, рано утром.
И сестра вдруг говорит мне. -Не хотела я тебя расстраивать, да ведь все равно узнаешь. Лучше уж от меня. Вот торопишься, погостил мало, а не знаешь ведь, что Нелька твоя замуж вышла! Этого я действительно не знал. И не ожидал. Даже предположить не мог. Мой чемодан вывалился у меня из рук, и трахнулся об пол трамвая, напугав пассажиров-соседей.
И подумалось мне вдруг: «Колодец, колодец, как же ты меня подвел! Не уберег нашу любовь!» Когда я приезжал в родительский дом, вначале на каникулы, а потом – в отпуск, я, наряду с другими любимыми местами в родном поселке, всегда приходил к тому колодцу.
Кругом многое менялось, такие уж законы у нашей обыденной жизни. Но колодец оставался прежним, с такой же чистой и вкусной водой. Только молодые парнишки и девушки, которые ходили сюда, за водой, – были уже не мы, были другие. И я всегда улыбался и чуть завидовал, если кто-нибудь приходил за водой парой, девушка и парень.
А в одиночестве каждый раз я долго смотрел вовнутрь колодца, в его темную глубину. Прислушивался к всплескам воды где-то внизу, в темноте, и к звукам падающих откуда-то сверху капель. Трогал, гладил рукой выщербленные временем верхние доски сруба колодца. И мне всегда, с благодарностью, хотелось сказать: «Ты, Колодец, скромно, ничего не требуя, служишь людям.
Даешь воду, утоляешь жажду. Спасибо тебе!». Но почему ты не сохранил мою любовь к Нелли, нашу любовь…. Оправдываешься, что мы покинули тебя, уехали далеко. Я не сержусь на тебя, Колодец. Потому что… люблю. Ты из моего детства. Пусть там, что оттуда, многое не сохранилось.
А ты – ты как прежде, такой же, простой и верный. Ты помнишь меня, я верю. И Нельку помнишь, разве можно ее забыть. Только вот…. А с Нелькой, и с нашей первой любовью…, наверно, так задумано Создателем. Что нельзя сохранять, утверждать то, что… не прошло через страдания. Что не выстрадано…. Так, наверно, не бывает.
Походили за водой вместе, и заслужили долгую совместную счастливую жизнь! Нет, не бывает. Не знаю, Колодец, правы ли мы с тобой…. Где живешь ты сейчас, Нелли? Нелли, моя юная подружка! И счастлива ли твоя жизнь? И приезжала ли ты хоть раз, чтобы заглянуть вовнутрь того волшебного колодца?
Феликс Россохин