Танина клумба
Таня жила на пятом этаже в стандартной двухкомнатной хрущёвке. С мужем давно была в разводе, а дети выросли и жили со своими семьями отдельно. Каждую весну Татьяна с радостью выходила во двор и возделывала свою клумбу. Странно, но больше в подъезде никто не интересовался цветами.
А Таня, как только отогревалась земля, выносила свой инструмент, зимовавший в ящичке на балконе, и рыхлила многолетники, сажала рассаду астр, циний, однолетних георгинов, бархатцев. — Ух, ты… — удивлялась соседка с первого этажа, шедшая из магазина с большими сумками, — где это ты столько рассады раздобыла?
Теперь на рынке каждый цветочек ой-ой-ой сколько стоит, не подступишься. А у тебя аж целые ящики… — Где раздобыла? – отвечала Татьяна, — да с февраля месяца на окнах выращивала. Лампами досвечивала. Дважды пикировала. Вот специально две такие лампы в магазине купила, да грунт хороший купила в цветочном и удобрение универсальное. Всё продаётся.
Но столько на рынке мне не купить… Поэтому тружусь всю весну сама. — Дай-ка мне пару десятков разных цветочков, на кладбище посадить надо… — начала было соседка, но осеклась, видя, как Таня отрицательно качает головой. — Рассаду можно и на рынке приобрести для такого благого дела. А я не для кладбища растила, а для радости, чтобы под окнами посадить.
В прошлом году просила я у тебя из кухонного крана дать мне шланг для полива подсоединить, когда засуха была. Ты отказала. Хоть и вода у вас не по счётчику. Я весь июль носила воду с пятого этажа лейками через день… — обиженно ответила Таня. — Так это твоя прихоть, Тань. Твои цветы-то эти. Кому они ещё нужны? Мы работаем, некогда нам у подъезда сидеть. Вот минутку присела и дальше пошла… — сухо ответила соседка, вставая.
— Ничего, я уже и шланг длинный купила. Буду с пятого этажа его спускать и поливать свои цветы. Вы хоть только не топчите, не мешайте… — сказала Таня. — Больно нужно мешать… — бубнила соседка, уходя в подъезд. Таня работала с настроением. Она уже и забыла о разговоре с соседкой. На клумбе красовались её тюльпаны. Она придумала узор для летников, и высаживала рассаду по цветам, орнаментом.
Через полчаса во дворе показались дети, они посмотрели на работу Тани, а для них Татьяны Ивановны, и убежали играть в мяч. Через пять минут мяч прилетел на клумбу, помяв часть рассады. Таня попросила ребят отойти чуть подальше, чтобы не мять цветы, и дети послушались её. Теперь Татьяна каждый день крутилась возле своих цветов, присматривая за каждым цветочком и кустиком.
Она ухаживала за своим цветником уже десять лет. За это время кусты пионов выросли и стали пышно цвести, тюльпаны радовали яркими красками, а нарциссов было так много, что аромат от них поднимался вверх, и Таня ощущала его даже на пятом этаже. Так ей казалось. Погода становилась всё теплее, рассада поднялась и окрепла. Но однажды выйдя утром во двор, Таня ахнула. Из центра клумбы были украдены самые крепкие, лучшие цветы. На месте рассады пустовали ямки. У Тани навернулись на глаза слёзы.
— Ну, вот, снова та же история. Каждый год одно и тоже. Хоть бы в этом году не крали. Ах, люди, люди… Она присела на пенёк около клумбы и слёзы сами покатились по щекам. — Не пойман, не вор. И грешить не на кого. Потому что я на пятом этаже живу. Разве увидишь воришку?
Да наверняка кто-то их своих… — шептала Таня, разравнивая ямки тяпкой, — Господи, как надоела людская неблагодарность. Рядом остановилась пенсионерка из соседнего подъезда. Таня пожаловалась ей на случившееся. Та кивнула и предположила: — Может алкаши? Они вон, сидят на остановке у кладбища с рассадой. А понятно, что не своя у них рассада-то. Ведь не работают нигде. Вечно пьяные. Это что – у вас украли, в городе.
Я в прошлом году на могилке мужа трижды сажала цветы. Всё воровали тоже. Пройдут по могилам, вытащат, и снова – продавать. Хоть сколько выручат денег. А покойники не скажут – помалкивают… Так теперь травку только посеяла… Таня вздохнула. Но она уже решила исправить ситуацию: договорилась с агенством о помощи в обмене её квартиры на небольшой домик. Сотрудники уже позвонили ей и показали два дома на краю города.
Таня готовилась к переезду, так как один домик ей приглянулся, и она уже паковала вещи, готовясь к сделке. Не прошло и месяца, как Таня переехала в домик. А молодая пара, получившая домик в наследство, переехала в квартиру Тани. Тут для них и детсад и школа были рядышком. Теперь Татьяна была счастлива. В её распоряжении были две небольшие комнаты с кухней, светлая веранда, сад и огород. О чём ещё мечтать на пенсии, когда есть силы и желание трудиться на земле?
Знакомые, встречавшие Таню, после переезда, отметили, что она загорела, похудела и стала выглядеть моложе. На её лице всегда светила улыбка, глаза сияли, а разговоры только и были об урожае, замечательных сортах ягод и яблок в её саду… А Таня в первое лето даже и не подходила к её прежнему старому многоквартирному дому. Некогда было, и дороги туда не было.
Лишь через год, проходила она по старому двору, уже ближе к осени, и посмотрела на свою бывшую клумбу. Она остановилась в изумлении. Даже многолетних цветов не осталось! Где кусты пионов, гортензий, роз? Ничего, ровным счётом ничего не было у её подъезда! — Надо же… Всё выкопано…Растащили… — прошептала Таня.
Некогда пышно цветущая всё лето клумба представляла собой заросли сорняков, забросанных окурками и фантиками от конфет… Таня отвернулась и пошла прочь, торопясь к своему теперь частному дому. Она ещё раз убедилась, что приняла верное решение переехать.
Входя в свой дворик, она всегда улыбалась. Летом и спать стала меньше, хотелось пораньше идти в сад, к своим цветам. — Это мой маленький рай, — говорила Таня своим подругам, когда женщины приходили к ней на чай. И они шли на «экскурсию» по саду, где Таня заботливо расставила таблички у каждого цветка. Там на латыни были названия.
— Вот он – твой ботанический сад! – смеялись гости. — Можно просто – Татьянин сад, — отвечала Таня и любовалась с подругами своими цветами, будто видела такую красоту впервые. — Они каждый день меняются… Живые… Не могу не удивляться!
Автор : Елена Шаломонова