Аграфена
Аграфена раньше шести утра мальчишек с постели не поднимала. Будила тихо. Зайдёт в комнату, окинет каждого материнским взглядом, налюбовавшись, любезно поглаживая, тихо да ласково приговаривает:
— О-о-о какие за ночь то головушки умные стали, о-о-о скока ума то за ночь поприбавилось. Лобики то всё выше, да всё ширше становятся – поглаживая по волосам, всё приговаривает Аграфена. Проснувшись,мальчишки не позволяли себе канючить, да упрашивать её, что бы та ещё дала поспать. Разомкнув веки, увидя маму Феню, её ласковые глаза и нежную улыбку, тоже улыбались. Она наклонялась, целовала в щёчку каждого и выходила из комнаты
Понимали мальчишки, что в доме они одни мужики остались, а значит и вся мужская работа на их плечи ложится. Приходилось торопиться, что бы за светлый день и с работой управиться, и к деду Безродному в гости сбегать, послушать про то отчего мы себя славянами называть стали. Умывшись у колодца, перекрестившись на образа,сели за стол, ячмённая каша с маслом, кружка молока, да ломоть хлеба и они сыты.
Работали мальчишки весело, радостно, предвкушая очередной дедовский рассказ. Сильный снег засыпал двор, и мальчишки тут же принялись его расчищать. Аграфена управляясь с коровами и телятами, не переставала думать о том, что почему-то не торопятся домой ни брат, ни племянник, сердце её волновалось, беду чуяло. Она накормила кур и уток, и собрав куриные яйца в фартук, осторожно прошла мимо весело и задорно работающих племянников.
Первым делом мальчишки побежали чистить у свиней, а потом в конюшню, работы вдвое прибавилось, теперь нужно ещё и у лошадей порядок навести, да к стогам их согнать, что бы пока они в коровнике управляются, лошади смогли бы насытиться.
Сено для лошадей грубое, с веточками ивняка, да кипрея. Но даже в такое грубое сено, они, с большим удовольствием, закрыв глаза, запускают свои морды по самые уши. Гонять лошадей на водопой не нужно, они сами знают, куда им надо идти. Досыта наевшись, соблюдая субординацию, медленно, друг за другом, они идут к проруби.
Пока лошади пьют, мальчишки рассыпают им в кормушки овес. Жерёбых кобылиц, на пруд не пускают, поят с ведра, и сено закладывают им в кормушки. Перед обедом выгоняют их на прогулку. Пока кобылицы гуляют, мальчики с коровками занимаются. Глубоко стельных коров тоже на прорубь не гоняют, носят тёплую воду из дома.
Потом с колодца в дом наносят полную бочку воды им на вечер. А сейчас, запустив в загон коней, выгоняют на водопой телят.Пока те ходят, мальчишки в сарае почистят, но запустят их только на ночь, до вечера будут телята стоять под навесом. Там в кормушки разложат им сено и убегают в овчарню.
За это время Аграфена накормит свиней и набросает им объедья, из скотских кормушек. А те и рады, резвятся, играют с травяной трухой, похрюкивают, да подвизгивают. Сытые, здоровые, потому и весёлые.Так до обеда и занимаются мальчики хозяйством.
Как с животными всё будет управлено, так наносят в дом дров, воды, слазят в погреб за мелкой картошкой для свиней, наготовят на утро лучинок для растопки печи и бегут обедать. Ну а уж отобедав, Ванька с Санькой побегут к деду Безродному. Все уже были в сборе, как только Ванька с Санькой уселись на лавку, дед начал свой рассказ.
— Ну вот стало быть вчерася про демонят стал сказывать. Ну так вот сёдня и продолжу. По — первости на демонят никто вниманья своё не обращал, а вот кода они выросли огромными, в два раза боле людей, вот тода их примечать стали. С виду вроде люди, а вот рост уж больно велик был. Демонов етих люди стали опасаться. А как же их не опасаться, коли они людей то подстерегали в лесах, когда они сбирали грибы да ягоды, ну и давай над людьми потешаться.
Давай пужать всякими завываньями, звериными рыками, а то смехом страшным. Народ с испугу, корзинки покидат, и бежать вон из лесу, а те вдогонку за людьми бегут, сучьями хрустят, каменьями стучат, огонь в след пускают. Такого страху люди понатерпятся, што в лес не загнать боле. Видят демоны, што люди их чураются, бояться, да и совсем распоясались, людей красть стали. То красный молодец куда то пропадёт, а то красна девица исчезнет. Да и не тока девиц, а и мужчин, и жён стали красть. Даже наги тако не творили.
Расплодилось етих демонов велико множество, што и царство своё сотворили. В етом царстве жисть хош и богата была да уж больно срамная. Демоницы одёжу кургузу носили. Молвили тож срамно, как звери скалились. По ту пору на южной стороне Земли, царь был из синего народа, а царица его была из наших, из северных краёв Красавица была такая, што и обсказать нельзя. Вот ету царицу и решил украсть царь демонов. Подкараулил в саду и выкрал. Началась война между царством демонов и царством южного народа.
Война сильная шла, у всех оружия могучие. На помощь синему южному царю, даже обезьяны пришли. Царь юга Земли, стал одолевать демонов. И тогда змеи-люди, ети самы наги, прилетели со своёй земли, и давай помогать своим демонам. Вот тут тада и северны народы в бой против демонов пошли. Оружья они тоже всяко имели. Ох и досталось же матушке Земле нашей, многи места её цветущи выгорели дотла, пустыни образовались, ни деревца, ни ящерки какой, ничё не выжило.
Но от демонов избавились. Всех порешили. Тока царь южный, свою жену назать не принял. В то самое время царица ждала ребёночка. Вернулась она на нашу северну Землю, а свою родину, тайком вернулась, батюшке царю северному,даже никакого знака не дала, что домой вернулась. Побоялась она того, что батюшка её, царь северный, с войной пойдёт на её мужа, синего царя южного народу. Не хотела она войны промеж народами на одной родной Земле –Матушке. Уж и так досталось Землице нашей от войны с нагами да демонами.
Поселилась царица среди гор и леса и принесла не одного ребёночка, а двух, оба мальчики. Один на неё походил и лицом и цветом кожи. А другой в отца,лицом в него и кожа голуба. Назвала их Лавь и Куш Сыновья растут, Лавь всё сильнее и сильнее на мать походит, Куш боле всего на отца пошибат, тока кожа посветле будет, свело – синя становится.
Солнышка у нас на севере помене, чем на юге, так потому и посветле тело у Куша, а так оба черноволосые, черноглазые. Царица не нарадуется, растут мальчишки смелыми, добрыми, любознательными. Каменья больши мечут, словно маленьки камушки, по деревьям лазят, чисто белка, с ветки на ветки прыгают, не страшатся.
Вот и решила она им поведать, кто они таки и почему оказались тут. Рассказала сыновьям, што отец их царь южных земель, и всего южного народу, што равных ему по силе и красоте нет никого в мире. Про то, как он народ свой любит, што ради него отказался от жены свой, которая детей его носила под сердцем. Тогда сыновья спросили, за каки таки прегрешенья южный народ так на тебя озлобился, што изгнал? Мать им и поведала о демонах, каки народ донимали, жисти от них никому не было и жён и девиц крали и други пакости строили. Вот и её украл царь демонов и тода их отец пошёл с ним воевать и победил.
А её, народ южного царя,их отца, заставил огнём очиститься, доказать, что демоном не запачкана. Прошла она через огонь, даже одёжа не пыхнула, а народ всё одно изгнанья потребовал.Любил южный царь свою жену, да он себе не хозяин, чего народ захочет, как решит, он должён его послушаться. Тода сыновья спросили мать, што ж их отец, пошто не вступился за жену, пошто так скверно поступил?
Мать ответила, што любовь к народу у него выше всего, выше своего счастья, выше своёй жисти. Тогда-то и замыслили сыновья, стать сильнее своего отца и посрамить его своей силой, да удалью. А матери так сказали, мы мол пожелали стать такими же сильными, да ловкими, как их отец. Желаем мол, что бы нам в етом деле учителя разные помогли. Не отыщется ли где в северной стране таки учителя?
Мать призадумалась и кинулась искать учителя в своей родной стране. Отыскала такого учителя. Стал он их обучать, как каким оружьем владеть, как в рукопашной одолеть. Кода мальчишки силов набрались, стали юношами, то в ето само время в северной нашей стране огласили турнир на самого сильного и умелого богатыря.
Лавь и Куш на турнир тожать прибыли и всех побеждать стали, тода судьи велели им промеж собой сразиться. Вот бьются они день, никто никого победить не может. Бьются братья другой день, и тожать никто никого не одолел. Стали биться третий день, до позднего часу бились, а друг дружку одолеть не смогли, тода их и признали самыми сильными богатырями.
Тока пошто-то братья победе не радостны были, учитель это приметил, и спросил, отчего они не радуются, ведь они победители всей Северной Страны. Тут братья всё учителю и поведали о планах своих. А кода учитель ето вызнал, што они собираются биться перед южным царём, то совет дал, штобы учителя себе добыли из южных учителей. Для того, штобы овладеть другими хитрости в борьбе, теми коими южные богатыри владеют.
Матушка их решила помочь сыновьям, обрядилась служанкой и на летательной машине отправилась в южну страну. Нашла известного мудреца, и про всё ему поведала, а тот ей обсказал про самого лучшего учителя во всей южной земле, надоумил, и где искать его. Она етого учителя нашла, и привезла с собой. Через год юноши были самыми сильными и ловкими богатырями. Никто и нигде не смог одолеть их, ни на северной земле, ни на южной. Вот до южного царя слух дошёл о непобедимых двух богатырях из земли северной.
Решил царь сам убедиться в их силе да ловкости. Выставляет царь против них своих богатырей, а те валятся как снопы от ветра, стоит тока, кому — нибудь из братьев, рукой махнуть. – дети слушают Безродного, затаив дыхание, а то как богатыри валятся от рук братьев, вызвало дружный смех.Безродный тоже рассмеялся и продолжил:
— Видит царь, што нет таких у него богатырей, штобы с етими двумя совладать и, решил сам их своёй силушкой спытать. Сперва вызвал Куша, а Куш ему и говорит, што мол не гоже царю при своём народе с собственным сыном бороться. Ну думает царь, струсил северный богатырь, уговаривается што б не биться. Хорошо, буду с другим бой назначать, а и Лавь таки же слова ему сказыват. Мол, с родным отцом принародно бой чинить не буду.
Осерчал царь, што за самозванцы тут? Но назначил бой во дворце, без людских глаз. Ну, поначалу Лавь одалел отца, положил его на лопатки, потом Куш тожать одолел без особого труда. Тут их царь и спрашиват, кто мол таки, какого роду- племени. Куш и отвечат, што мол по батюшке мы южане, по матушке мы северяны, кровь царей севера и царей юга в наших жилах течёт. Мой брат Лавь, телом белым в матушку — царицу, а я, Куш, в отца своего, южного царя.
Вырастили нас, горы снежны. Воспитал нас лес дремучий. Силу дала нам, Волга-матушка река. Тело скрепил нам ветер северный. Дух наш питала материнска любовь. Отцовской любви и ласки не познали. Потому, как наш отец, свой народ паче родного дитя возлюбил, и ещё не родившихся детей своих, в утробе матери, из своего царства изгнал. Видит царь южный, што и впрямь Лавь на его жену весь и лицом и телом, а Куш, чисто он сам в его летах, тока кожа не синя, а голуба.
Вот им царь и говорит, што рад я, што таки у меня сыны выросли и мудры и сильны, оставайтесь здесь. Я вам своё царство пополам поделю, а сам отдыхать стану, измотали меня войны, да одиночество, как вашей матери лишился, так един и живу все эти годы. Кушу стало жалко отца, он решил остаться с ним. А Лавью, мать шибко жалко стало. Одна она их растила, да скиталась по лесам дремучим, берегла от лихого глазу, от клыков, да лап звериных, вот и решил он домой возвернуться.
В ето время царица шибко волновалась за сынов своих и переодевшись в служанку, тайком прилетела, на летательной машине. Пришла ко двору, и затерялась среди слуг. Дошёл до неё слух, што отец предложил сынам своим остаться, што своё царство промеж них поделил, и што Куш уже собрался свои владенья смотреть с раннего утра. Возрадовалась она за сынов своих, теперь говорит мне и жить незачем, теперь можно возвернуться домой и умереть спокойно.
До северного царя тож слух дошёл, што ети самы богатыри, которы одолели всех, и северных богатырей, и южных, ни кто иной, как его родны внуки. Што дети его любимой дочери, котору он отдал замуж за южного царя. Шибко северный царь обеспокоился, как же так могло случится, што его принцесса една скиталась с детьми по лесам? А где же люди, которых он в приданое дочери дал?
Пошто они с ней назать не возвернулись, не много не мало, а пол-царство отдал он дочери в приданое? Много там мастеровых было по разному дело, и военному и по летательным и другим машинам. Много и богатырей с дочерью в южну страну отдал, штобы жисть её берегли, а она вот една — единёшенька по лесу скиталась и к ему, отцу родному не пришла, не покорилась. Велел отыскать её в дремучем лесу и во дворец привести.
А потом и с зятем решил разобраться, изгнал дочь, верни её людей. Тока опоздали они. И сын опоздал, и посыльные царя опоздали. Кода Лавь прибыл, матушка его бездыханная лежала на смертном одре. Царь северный долго плакал и убивался, а потом предложил Лавью поехать с ним в царский дворец. Стал Лавь в северном царстве самым главным военным начальником.
В ето само время дети дракона, маленьки жёлтеньки человечики, но шибко злые и завистливые, прилетели на нашу землю и поселились на пустом месте подле северного царства. Вот и давай ети коротышки наш народ дражнить, всяки пакости ладить, всячески докучать. Пришлося Лавью границы охранять, да не прошенных гостей отгонять подале. И так хорошо у него ето дело получаться стало, што всяки супостаты боялись и близко к границам нашей Северной Родине подходить.
Кадато вся Земля Русой звалась, теперь тока северна её часть стала Русией зваться. Народ наш русами прозывался, или русинами. Ну а царь южный, как узнал о смерти жены, так совсем загоревал. На народ не выходит, в жисть страны не вникат, всё на Куша сложил. Куш старается, тока без брата единоутробного плохо ему, да без подсказки мудрой материнской тяжко, а от отца и ждать никакой подсказки не приходится.
Вокругом всё самому надобно кумекать. А царь северный совсем состарился, на своё место Лавья поставил. Лавь государством умело начал править, как дед его и даже лучша. Дед наблюдат за ним, умению, да мудрости внука радуется Весть о его мудрости и до южных краёв дошла. Вот люди второй половины южного государства и давай у Куша проситься, штобы он их к Лавью отпустил, потому, как они ему принадлежат.
Потому как их царь поделил своё царство промеж двух сынов. Кушу отдал свою часть прежнюю,а Лавь получил ту чась, что с женой на юг пришла. Желаем, говорит народ, домой на север возвернутися, царица наша преставилась, её сыну, Лавью служить станем. Соберутся у дворца и ну требовать, да кричать, мы с Лавьем, мы с Лавьем.
Тока утро начинаться, а на площади уже раздаётся славьем, славьем, славьем. Ну ету то часть народа и прозвали славьяными. Тока их во много раз боле стало, чем кода с принцессой на юг прибыли. Сыны их уже подросли и тож с отцами на север собралися. Как утро забрезжит, они уже на площади перед дворцом царским и давай опять требовать, мол отпускай нас на север к Лавью, мы должны с Лавьем быть и боле ничё.
Пришлося Кушу отпустить народ к Лавью. Тока вот все конечно не ушли на север, которы семьи завели с местными, с южными половинами, и расставаться не желали. Они и с Кушем остались, да загрустили, жаль, на Родину вернуться не могут,да ничё не поделать. Вот и с той поры их стали прозывать Скушными, потому как с Кушем остались.
А тех, кто на север к Лавью отправился,Славьянами, потому как с Лавьем остались и радовались етому и в радости повторяли; мы сЛавьем,мы сЛавьем. Возвернулся народ домой, к Лавью. Радости было много, пир горой затеяли. Рассказали, что их на юге стали славьянами прозывать.А те русы, што на юг не уходили, так тоже сказали, што и они славьяне, потому как Лавь их царь. С тех пор и стали русы себя славянами прозываь.
Стало Северно царство жить и процветать.Земли на Русеи прибывают, потому как снега стаивают, землю оголяют.Она обыгнет на солнышке и вот, пашни разводи. Народу то поприбавилось, так кстати и земля лёд и снег сбросила. С каждым годом всё больше и больше землицы прибывает.Северное царство растёт, землицей приростат, пашнями новыми обзаводится, народу сытно. Юнцы да девицы хороводы на полянах водят, костры жгут.
Старых людей чтят, родителев уважают. Промеж людей согласье да любовь Живут радуются, другим добра желают. . Видят наги, что люди шибко хорошо на всей Земле жить стали, почуяли для себя опасность. Страх их обуял, два родных брата Землёй правят. Да не просто два родных, а единоутробных. А как ежли задумает, какой из них, напасть на нагску землю? А другой то завсегда поддержит и подсобит брату .Северны то люди всяко оружие ладить научились, такого и у нагов нет.
Стали они думать и гадать, как народ земной извести. Вот и надумали они новые козни для братьев чинить.
На юге то, в основном из разных небесных земель люди собралися. Вот наги их стали подначивать, поначалу задобрят их дорогими коменьями и научают уму-разуму. Вы, говорят наги, дескать под изгнанным царём ходите. Вы етого царя ещё в утробе матери не достойной, изгнали, а теперь вы у него, у этого изгоя, в услужении. Вам, говорят, наги южным, надобно етого царя с престолу сместить, своего назначить из своего народу.
Самого, говорят, достойного, тогда, говорят наги, жисть ваша богата станет, всё будет вам предназначаться и леса и золото. Живи и радуйся, трудиться не зачем, тока плату принимай за лес за золото и живи в сласти. От мятежных речей, народ то южный и зашумел. , И ну бунтовать. До того добунтовались, вся южна страна развалилась на мелкие части.У нас то на севере всё больше един народ жил, поначалу его славьными кликали, а потом славянами звать стали.
Лавь, ето слово то обозначат любовь. Вот и получатся, все кто славяне, стало быть, ето все кто с любовью живёт в своём сердце. Гордился народ таким званьем, страну любил свою, в обиду не давал. Кто бы ни позарился на наши земли, всех гнали, куда подале. Хорошо жили. Всяки машины ладили, по воздуху летали на машинах как птицы, всяко оружье мастерили. Долго так жили, каки небесны враги прилетали, землёй нашей завладеть, всех назать отправляли.
Южна страна по малым государствам распались, а наши едным были и после смерти Лавья. Тока никто не знал, не гадал, как беда пришла. А беда опять с небесов пришла. Каки-то небесны народы опять про меж себя повздорили. Уж шибко далеко они были от нашей Земли и када война ихня началась, на Земле нашей не видно было.
Потому и не ведомо долго ли коротко она там шла, но видать шибко сильна была, што земли небесны погибать стали от войны етой И ети погибши земли своими частями до нас долетели. Упали ети земленны глыбы которы в окиян, которы в горы угадали. Которы в окиян упали, вода вздыбилась и поднялась так высоко, што через свои берега пошла. А которы глыбы в горы упали, вся земля содрогнулась, вулканы опять проснулись землетрясенье началося.
Которы горы совсем рассыпались. Были и нет боле. Всю Землю туманом накрыло и окутало плотными тучами. Пошёл сильный дождь по всей Земле. Сорок дён лил как с ведра. Льды да снега, тыщелетиями таяли потихоньку да по — маленьку, а под проливными дождями в един раз таять стронулись. Все реки переполнились От землетрясения Средиземно море хлынуло в озеро, и озеро стало Чёрным морем, так до сих пор и осталось таким. Людей погибло велико множество. Но всё же люди выжили
— Ну конечно, Ной то ковчег построил.- утвердительно заявил Андрейка — Ной может быть и построил, библия сказыват, што он про потоп узнал от своего бога за сто двадцать лет, может и приготовился плавать на нём сто пятьдесят дней, не знаю. Народ выжил не от Ноева ковчега, а от помощи Божьей, да своёй смекалке и сноровки. Когда случилось землетрясенье, на воду всплыли огромные лоскуты земли.
Люди до них добирались и плавали на них, как на плотах, ели как козы траву, котора росла на ентих плавающих землях, ловили рыбу, собирали дождеву воду. На других, таких жа плавающих огромных землях, животны спасались. Кто у леса жил, рубили плоты да лодки и собирали в них всю свою семью, которы даже скот на плоты ставили. Вода то всяки кусты несла и вот ети кусты возле земляных лоскутов собирались, возле плотов и хороший корм для скота получался и коров и коз и лошадей таким кормом кормили.
Дождь шёл сорок дён, К домам вода подошла, дома топить стала, люди от воды бежать стали, туда где ещё воды нет. А дождь льёт и уже и те места, где народ от воды схоронился, тожать под воду уходить стали. Видят люди, без лодок да плотов не спастись. Вот и стали успевать плоты ладить. У кого лодки были, стали в лодки загружаться.
Коров, да другой скот на плоты собирали и с собой по воде тащили. Все старались догрести до того места, где воды ещё не было. Сами на сушу выходили, отдыхали, скот кормиться на траву выпускали. Ночевать на плоты да лодки шли, вода то прибывала. Утром оказывалось, что ето место уже в воде и плыли до другова места. Вот в библии сказано, что вода над горами поднялася на семь метров. Выходит не над всеми гороми на земле поднялася.
Выходит, што и таки горы, о коих летописец не знал, на которых суша сохранялась. Вода скрыла тока те горы которы мене по величине пяти гор возле Белухи.на Алтае.А на саму Белуху вода и вовсе не поднялася. Ни на Белухе, ни на пяти соседних горах возле неё, воды на макушках не было. Вот и плыли люди на плотах и лодках, к тем вершинам, где воды не было.Вот так и шли люди по макушкам гор, одна под воду уходит, они к другой плывут, котора не затонула ещё. Вот в Крыму по горам люди ушли на Кавказ.
А по Алтайским горам ушли в Индию. В Индии самые высоки горы, их вода не достала. Китайски горы тоже есть, которы вода не достала. На Американски земли тоже наши люди ушли по горам, там есть горы, которы вода не достала. Вот так и плавали от едного места до другова. Када вода стала спадать, ети люди, которы на земельных лоскутах плавали, оседали на новом месте. Други с лодками да плотами на новом месте тож оказались.
Так и шло переселение нашего народа. Кто где притулился, там и оставался. А боле никуда не двинешься, кругом грязь да болото. Так вот и получилось, што нашему народу пришлося занова начинать жить. Други народы тоже жить занова начали. Не было боле летательных машин, да и никаких уже не было, вода всё похоронила. Люди стали жить как совсем в давние времена, када дикими были, как звери.
Но наш народ на новы места и язык свой принёс, и всё чем ведали. А ведали то,много чем, и исцелять лучша других могли, и ткать и шить, и писать могли, и читать, и науки разны знали. Удалось по горам в Индию наши учёные книги принести. Сказания про жисть нашу, про Лавья, про все войны и победы, про богов наших, про целительство и веденья о летательных машинах. Тока никто их собрать и сладить уже не может.инструментов таких нет, штобы их ладить. А вот как те инструменты ладятя, книг не сохранилось.
А на нашей-то земле, тоже народ остался, никуда не пошёл, на макушках гор ждал, когда вода спадать начнёт. В Сибири то боле всего народу спаслося. Жили чисто как животные, тока на двух ногах От диких животных отличались тем, што молвить могли. Поведать могли, про потоп потомкам, да про Лавья, про людей-змеев.
Када потоп случился, ежли и остался какой наг под землёй в норе, так задохся, вода все норы залила, грязью с каменьями забила, никто не выжил. Боле сказывать не стану, уморился, ступайте с Богом ребяты, дома то матки ваши, поди уж заждались. Ступайте благословясь.. За окном быстро стемнело. Дед попрощался с детьми и улегся спать на тёплую печь.
На улице крупными хлопьями валил снег, крепкого мороза не было и Ванька с Санькой решили поиграть с другими детьми в курялки. Они устраивали соревнования, кто быстрее из них доползёт по рыхлому, пушистому снегу до крутого берега, а потом вернётся обратно. Кто послабее оказался, то полз последним, а первыми вперед выбились Ванька с Санькой. Пока ребятишки только к берегу приближались, братья уже возвращались назад. Кто-то им вслед бросил ,, ух ты, Лавь да Куш,,все засмеялись.А потом упав на спины смотрели на звёздное небо и представляли, как там от войн горело небо и разлетались обгорелые планеты..
Накурявшись в снегу досыта, Ванька с Санькой прибежали к дому и принялись у крыльца обметать друг друга от снега. Но как бы мальчишки ни старались, снег свисал с шубеек сосульками. Пришлось, так и, заявиться в дом.
— Вот варнаки-то, это ж надо, так в снегу угваздаться. Садитесь на лавку и обирайте одёжу от снега руками, а то снег растает и шубы ваши пропадут, ну ежли тока вон на кота Ваську ладными будут. — мальчишки послушно уселись на лавки и принялись отрывать сосульки от шубеек. В это время Аграфена накрыла на стол и приняв от племянников одежду, пошла в сени стрясти остатки сосулек.
Валентина Петровна Юрьева