Котомка
Страна залечивала раны, нанесенные войной. Кто уцелел в этой страшной мясорубке на Западном и Восточном фронте, возвращались к мирному труду. Работали много, но жили бедно, ели не досыта. У мамы было одно штапельное белое в синий мелкий горошек платье и парусиновые тапочки, которые тщательно красились зубным порошком перед каждым выходом в «люди».
А у папы, кроме формы, в которой он пришел с Восточного фронта, приличной одежды не было. Он работал на заводе Металлоконструкций и там для работы ему выдали робу, в ней он работал, а в «люди» ходил в военной форме.
В этот год я пошла в 1 класс. Уж не знаю, на чем сэкономили мои родители, но я одета была во всё новое. Моя мамочка сшила своими руками мне отличную школьную форму. Коричневое платье было отделано кружевными манжетами и воротничком. Белый фартук из парашютного шелка отливал немыслимой белизной.
Новые туфельки с пуговкой на боку скрипели при каждом шаге. Все это великолепие венчал огромный белый бант из остатков шелка. Я чувствовала себя принцессой.
Но больше всего восхищал меня портфель, в котором лежал пенал с карандашами, тетради и всякие нужные мелочи. Его хромированный замок сверкал и переливался. Я боялась даже дышать на него, постоянно протирая невидимые пятнышки платочком. —
Тебе всё нравиться? — Мамочка, я такая красивая и самая счастливая. — Чтобы всегда так выглядеть, ты должна свою форму и портфель беречь. — Мамочка, я не дам на них даже соринки упасть. — Ну, вот и хорошо.
Наша школа находилась на высоком берегу реки и имела довольно большой двор. Но за забором был овраг, который каждый год засаживали молодыми березками, пытаясь укрепить. Зимой дети укатывали склон оврага и часами катались с горки кто на чём.
Училась я хорошо и охотно, но своё обещание — беречь форму и портфель, не всегда выполняла. Как-то в драке, мальчишка оторвал мне рукав платья. Поскольку я пострадала за правое дело, наказания никакого не было, платье починили.
В этот злополучный день всё пошло с самого утра не так, как надо. Я забыла дома перочистку, не выучила стих и получила запись в дневник. А еще, когда я бегала на перемене, меня поймал дежурный старшеклассник и нечаянно оторвал мне карман на черном переднике. Я сначала очень расстроилась, а потом решила, что если прижать рукой, то почти не заметно и мама ничего не узнает.
Уроки закончились рано, и я, вместе с одноклассниками, вышла во двор школы. Мальчишки сразу направились к дырке в заборе, чтоб покататься с горки. Мне строго настрого было сказано, чтоб я не каталась в школьной форме с горки, поэтому я пошла просто посмотреть, как катаются другие.
На портфелях, дощечках, на кусках железа, на валенках, на санках с визгом и смехом катались мальчишки. Это было так весело и заманчиво, что я не утерпела и тоже скатилась на своем портфеле. Кожа портфеля легко скользила по обледеневшей горке, чувство скорости и восторга захватили меня. Я приземлилась в сугробе на дне оврага и, вскочив на ноги, принялась отряхивать снег.
О, ужас! На задней стенке портфеля был вырван большой клок кожи, и из дырки виднелась картонная стенка. Деревянный пенал, в котором были карандаши, лопнул в нескольких местах. В портфель набился снег и замочил тетради.На подоле платья «красовалась» огромная дыра. Слезы брызнули из глаз, но исправить уже ничего было нельзя. Я поплелась домой, ожидая сурового наказания.
Вечером, плача и заикаясь, я поведала родителям о том, что случилось. Я ожидала заслуженной трепки, но меня не наказали, даже не поругали. Я с облегчением подумала, какие у меня добрые родители, как хорошо, что всё обошлось.
Утром, вместо формы, на стуле висело моё домашнее фланелевое платье и холщовая сумка-котомка на длинной бечевке, в которую были сложены мои проглаженные тетради, мешочек для карандашей. Формы и портфеля не было.
— Мама, а где моя форма и портфель? — У тебя больше нет ни формы, ни портфеля, ты всё порвала и я всё выбросила. Денег, чтоб купить тебе новые вещи, у нас нет. Теперь в этом будешь ходить в школу! — Я в этом в школу не пойду, меня дети будут дразнить оборванкой. Как я им объясню, почему я так одета? — Это твои проблемы. Умеешь шкодить, умей и отвечать.
Это была самая длинная дорога в школу. Несколько дней я находилась под пристальным вниманием всех учеников школы. На меня посмотреть приходили даже с других этажей и классов. Это было просто невыносимо. Слезы на моих глазах не просыхали. Жизнь казалась конченой…
Через неделю, придя домой, я обнаружила на стуле новенький портфель с новым пеналом и аккуратно заштопанную и отглаженную форму (платье и передник). Я орала и прыгала от восторга, целовала свои обновки, клялась в любви своим родителям, просила у них прощения. Я поклялась, что буду беречь свои вещи.
Этот урок я запомнила и пронесла через всю свою жизнь.
Валентина Симакова