Павильон «Грот» в Царском Селе.
Тонко чувствуя взаимодействие архитектуры и окружающего пейзажа, Растрелли у самого пруда поставил павильон Грот. Окруженный с трех сторон водой , будто выросший из ее глубин, Грот с его восьмигранным куполом, разорванным фронтоном и рельефными, пластичными стенами был первым сооружением, оживившим пустынную гладь пруда и панораму его берегов; словно красавец Нарцисс, любуется он своим отражением в недвижных темных водах.
Скульптурный декор Грота, посвященный прославлению водной стихии, необычен, и его интересно рассматривать вблизи. Изумительно хороши головы Нептуна над каждым из окон. Разметавшиеся волосы и бороды как бы намекают на встречный ветер, на стремительность движения несущегося по волнам владыки морей. В обрамление дверей включены раковин, дельфины, пухлощекие амуры с сосудами, из которых изливается вода, капители колонн и пилястр состоят из сплетенных хвостами маленьких дельфинчиков и масок Нептуна.
Над куполом Грота во времена Растрелли возносился деревянный резной фонтан, из которого «била вода», также вырезаннная из дерева. Превосходный ажур черно-золотых решеток в дверях и окнах павильона появился лет через десять после смерти зодчего, когда в искусстве уже восторжествовали иные идеалы и вкусы.
Однако выполненный талантливым мастером, возможно, идеальным рисунком самого Растрелли, он не только органически вошел в барочное убранство Грота, но, реркликаясь, с «золотыми воротами» дворца и его балконами, подчеркнул родственные связи столь разных величин ансамбля.